Айшат Амирова

РОЛЬ СКАЗОК В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

                                            «Сказка – ложь, да в ней намек,

                                                добрым молодцам урок».

                                                                             А.С.Пушкин.

   Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования личности волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

«Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» - такое определение дается в «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

В.И.Иноземцев в своей статье отмечает: «Характер – главное богатство человека. Только добродетельный характер делает человека личностью, достойной уважения. Он позволяет такой личности достичь не только материальных ценностей, необходимых для полнокровной жизни, но достичь внутренней гармонии, радости и счастья».

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.

В.Карелин в своей статье отмечает: «Когда мы говорим о нравственности, то чаще волнует нас отсутствие нравственности. Мы ищем замысловатые пути, которые могут «повысить» нравственность, критикуем и призываем систему образования и семью уделить больше внимания нравственности, а порок, страсти, зло растут быстрее, сводя усилия по «повышению» нравственности на нет».

XX век назван веком научно-технического прогресса, где термин прогресс означает умственное и нравственное движение вперед. Если век действительно способствовал умственному продвижению человечества вперед, то нравственного совершенствования не произошло, скорее наоборот, были утрачены нравственные ценности, сформированные народами за предыдущую историю. Тогда, где же выход? Он перед нашими глазами, считает автор книги «Советы верующим».

Людям дано Учение (Библия, Коран и другие манускрипты) — это основной учебник, «инструкция» для человека. А.С. Пушкин писал: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Библия всемирна, она содержит всю жизнь человеческую… Вот единственная книга в мире, — в ней есть всё».

Действительно оказалось — что в ней научно четко, стройно, системно описано сотворение мира, человека и всего живого на земле и даны законы, заповеди, уставы, определено время исполнения всего заповеданного. Законы, заповеди, уставы это и есть моральные принципы человеческого общества. Исполнение их автоматически порождает нравственное, в высшей степени цивилизованное общество.

А.Рапиев в статье «Основы ислама» пишет: «Обращаясь с призывом ко всему человечеству, пророк Мухаммад, мир ему, отчетливо сформулировал главную цель и указал ясный метод осуществления своей миссии в этом мире: “Я послан только для того, чтобы усовершенствовать благородство нравственности”. (Малик) Роль нравственности в исламе более чем важна, ибо вера, благочестие и нравственность это последовательные и взаимосвязанные элементы одной цепи, звенья которой неразрывны».

Особый интерес представляет то, что в духовной литературе многие истины изложены в форме притч и сказок.

Притча была инструментом просвещения испокон веков - тогда, когда не было еще ни учебников, ни задачников. Наверное, и тогда, когда еще не было и письменности. Притчи, запечатленные в древних индусских Упанишадах, на протяжении тысячелетий рассказывались, сказывались духовными учителями, чтобы помочь своим ученикам постичь сокровенный смысл, заключенного в Ведах, еще более древних песнях, знания….

Каждая сказка таит в себе притчу. Притча составляет смысл той игры, которая затеяна в сказке. В полноценной сказке все слито вместе: притча, сказание, игра.[5:24]

Притча составляет смысл той игры, которая затеяна в сказке. Притча определяет глубинную реальность сказки, ее участие в созидании реальности нашего духовного мира. В.Кротов в своей работе отмечает: «Притча - это, прежде всего, тайна, и сказка может лишь подвести к ней, намекнуть на нее, дать заглянуть в щелочку. Прикоснуться к тайне, войти в нее можно лишь за пределами слов. Это уже событие личной жизни, результат личного усилия».

Ю. К. Бабанский считает, что Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка - его ум, чувства, воображение, волю. Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки - живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка,- невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени человеческого мышления и речи.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …» .

Сказка - это особый мир, где возможно всё. Повзрослев, начинаешь понимать, что не так-то всё просто. Да и дети попозже понимают, что сказка - это всего лишь выдумка, но всё равно её любят. Интересно знать, почему? Сказковед В.П.Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты» [1. c.5].

Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве...» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Сказка неотделима от красоты. Она способствует развитию эстетических чувств, а значит, способствует развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью. «Благодаря сказке,- пишет В.А.Сухомлинский,- ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости».

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы.

Сейчас психологами разгадан сам механизм влияния сказки на внутренний мир ребенка, при котором происходит перенос качеств, поступков и всей ситуации на себя.[14:349-350] Слушая, ребенок активно трудится - выбирает, оценивает, радуется, плачет, при этом значителен и сам выбор любимой сказки.

С.А. Черняева в книге «Психотерапевтические сказки и игры» так отмечает значение сказок:

1.               Сказки любят все, даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения - ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

2.               Сказкотерапия - один из безболезненных и наименее травмоопасных способов психотерапии. Возможно потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий, и с помощью сказок же можно попытаться из неудачного жизненного сценария человека извлечь.

В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К.С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки, подробно рассматриваемые указанным автором.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений -образа и сюжета сказки таковы, что младшие школьники уже в процессе первого чтении ярко проявляют свои симпатии и антипатии по отношение: персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так.

В яркой поэтической русской народной сказке «Гуси-лебеди» три нравственные параллели - ответственность, послушание, трудолюбие; соединившись, они развертываются в глубокую науку нравственности: как бы тебе ни было плохо, умей слышать другого. Способность участия в беде другого, когда и самому-то тяжело, признается в народе высшим нравственным качеством и подчеркивает богатство души. Поделись последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от страданий. Co-страдание, со-совесть, со-участие, содействие - это основы человеческого достоинства по строгой оценке народа. Именно в этом и состоит воспитательная ценность сказки.

Детское послушание как важная воспитательная проблема достаточно легко решается в сказках «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Удивительно, что сотни лет назад народ понял тщетность сухого назидания, слабость палки, которая, как известно, шла вслед за проступком. А как предупредить ошибку или беду? Непослушание-легкомыслие, непослушание-глупость, непослушание-каприз, непослушание-ошибка - оно всегда высвечивается какой-то новой, особой стороной, заставляя думать о сложности жизни и необходимости надежной защиты детей во всех случаях. Придет час, засветятся соблазны, зашепчут недобрые вкрадчивые уговоры - задумается ребенок, вспомнится ему глупый петух или капризный братец Иванушка. Чужим умом силен не будешь, думай сам, решай сам, а сказка - подсказка. На все эти случаи жизни и утверждала она согласие разума и воли, кротости и догадки, доверия и уважения к слову старшего.

К. Мазаев пишет, что сказку всегда ценили и любили в Дагестане. В каждом ауле были свои мастера рассказывать сказки. В долгие зимние вечера люди собирались у кого-нибудь из соседей и слушали сказочника. Излюбленным персонажем дагестанских сказок является морской конь. Это существо сверхъестественное, пойманный морской конь служит верой и правдой своему хозяину. Чудесными свойствами наделены и другие животные. Змея – это могучее, скрытное, таинственное существо, но отнюдь не злое. Главная черта змеи – ее верность, она дает человеку мудрые советы, спасает его от бед.

Представителями зла и коварства в дагестанских сказках являются дэвы, циклопы, драконы – аждаха. Волшебным сказкам свойственен оптимизм, и они пронизаны верой в существование царства справедливости, добра и подлинной человечности.

Писатель В.Кротов в своей работе сравнивает мир сказок с большим маскарадом. Сказки дают нам возможность примерять на себя различные маски. С каким пестрым маскарадом мы встречаемся в «Сказках Нарнии» К.Льюиса! Говорящие деревья, гномы и фавны, квакли и однотопы. Это настоящий маскарад, в котором маски не прячут суть, а помогают ее увидеть. Важнее всего для человека, маленький он или большой, – ориентироваться в жизни, особенно в жизни внутренней. Вот на эту внутреннюю ориентацию и работает сказка. Чем-то сказка похожа на сон. Так ведь и сон является, по-видимому, таинственным, но реальным средством внутреннего ориентирования. В нашем внутреннем мире, как и в мире сказочном, живут Смелость и Трусость, Жадность и Щедрость, Мелочность и Великодушие, Вера и Рационализм, и множество других персонажей. Сказочная игра учит нас замечать их как сказочных и как внутренних персонажей, помогает нам освоиться среди них и управляться с ними.

Вот «Винни-пух» Милна. Любовь и детей и взрослых к нему во многом обязана тому искусству, с которым вылеплены его игрушечные, игровые и одновременно поразительно жизненные персонажи из различных материалов человеческой души. Мы играем со своей наивностью в облике Пятачка, с житейской умудренностью в облике Иа-Иа, с простодушной решимостью в облике Тигры, со всеми героями книги – и доброе обаяние Пуха помогает нам сдружиться с ними, с нелепостью мира, сказочного или житейского, и в конечном итоге с самим собой.

Каждый раз, когда мы сопереживаем в сказке победе над колдуном или драконом, мы укрепляем себя для побед над злом реального мира. История Красной Шапочки и Серого Волка, столкновение Айболита с Бармалеем позволяют ребенку с самого начала жизни ощутить чистоту этических красок. Разбираться в их смешении он будет всю жизнь, но начинать-то надо с четких понятий.

Сказки очень важны в жизни каждого человека: сказки понятны и взрослым и маленьким , и сказки хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу.

Ребенок – это дар любви.

Храни его и с ним живи

В единстве и созвучье тонком.

Ты отвечаешь за ребенка.

Сказки ... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? Какие сказки нам читали родители? Какую сказку нам рассказывала мама чаще всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение. Именно такие сказки мы читаем в книгах А.Лопатиной и М.Скребцовой:

-Вечная мудрость сказок

- Секреты мастерства

- Начала мудрости

- Ступени мудрости

- Вершины мудрости

- Беседы и сказки о семье

В 1998 году Российская Ассоциация издателей присудила этим книгам почетный диплом, назвав их "Лучшими книгами года". Эти книги адресованы педагогам, воспитателям и родителям, считающим обучение нравственности основой системы воспитания и образования.

Целью своих книг авторы считают: «Научить детей заглянуть внутрь себя, задуматься о своей жизни, своей семье, своих взаимоотношениях с окружающим миром, проявить себя в творчестве. Все уроки начинаются с цитат, чтобы дети учились пользоваться в своей жизни мудростью, накопленной человечеством».

В книге «50 уроков о добрых качествах» каждому уроку подобрана определенная сказка. Приводимые в данной книге уроки состоят из сказок, стихов, игр, бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание каждой темы. Например, при изучении темы «Бережем природу», дети знакомятся со сказкой А.Лопатиной «Мальчик и море», где рассказывается о том, каким увидел мальчик Сережа море, после аварии на нефтяном танкере. После прочтения сказки, дети отвечают на вопросы:

- Как мальчик относился к морю?

- О чем он разговаривал с морем?

- Что главное о жизни природы должен знать каждый человек, чтобы не навредить ей?

Затем авторы предлагают: подвижную игру «Морские танцы»

Сценку «два представителя природы»

Письменную работу «Земля, на которой родился, золотая»

Рисунок «Подарки моря»,

а домашнее задание тоже сказочное: Представьте, что земля, море, горы, поля и леса решили написать пожелания людям. Запишите эти пожелания.

При изучении темы «Великодушный поступок», ребята изучают индийскую сказку «Корень добра не сохнет», затем отвечают на вопросы:

- Почему боги лишили царя богатства, несмотря на то что он был добрым и справедливым?

- Как должен поступить великодушный царь, если казна его опустела, а в стране начнется голод?

Творческое задание «Великодушный поступок»

Сценка «Великодушные министры»

Рисунок «Великодушное сердце»

Задание на дом: Напишите или нарисуйте, как во время войны или разных стихийных бедствий люди проявили великодушие.

Сказки ненавязчиво и естественно учат ребенка добрым качествам. Пословицы, игры и задания развивают творческий потенциал ребенка. Они учат детей высказывать свои мысли, работать в группах, ставить спектакли, рисовать. Многие уроки составлены таким образом, чтобы в работе над ними участвовали не только дети, но и члены их семей. Для этого авторы предлагают интервью с родителями, рисунки и письма благодарности, адресованные взрослым.

Постоянный диалог с взрослыми, подкрепленный творческими заданиями и высокими примерами из литературы и жизни, обязательно поможет нашим детям стать счастливее и мудрее. Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости.

В жизни мудрость нас ведет,

С каждым днем она растет.

Вслед за ней и мы растем

И мудреем с каждым днем.

Ищем мудрые советы,

Мудрые даем ответы,

С мудростью дела ведем,

Мудрость слушаем во всем.

(М.Скребцова)

…А какое же будущее у сказки? На этот вопрос попытался ответить В.Кротов в своей работе: « Давным-давно, в начале третьего тысячелетия, когда на Земле не осталось ни одной атомной бомбы, когда затянулись озоновые дыры, начался золотой век сказки…

Так начал бы я «Сказку о сказках», и много чего невероятного нашлось бы для нее. Но это как-нибудь после…»

Если этой сказке и суждено стать былью, то лишь очень, очень нескоро. И все же даже наш двадцать первый век позволяет говорить кое о чем не только с надеждой, но и с некоторой уверенностью.

Борьба за экологию природы не может не перерасти в борьбу за экологию души и духа. Может быть, слово «борьба» не очень подходит к большинству направлений деятельности такого рода, но в духовном плане это именно борьба, сражение.

Но главное будущее сказки – в том, насколько мы научимся ее читать. Насколько мы овладеем особыми инструментальными возможностями сказки, ее способности за счет ориентации виртуальном мире вырабатывать навыки внутреннего ориентирования.

Сказка, как и игра, - это будущее педагогики. Педагогики свободной личностной, творческой. Педагогики, выдвигающей на первый план проблемы духовно-нравственного воспитания и обучения.

Сказка – это встреча миров. И педагогике не стоит опаздывать на эту встречу.

 

 Библиографический список

1. Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 1977

2. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн.3./ А.Лопатина, М.Скребцова. – М.: Амрита-Русь, 2008

3. Иноземцев В.И. «Духовно-нравственное образование и воспитание. Истоки и современность». Журнал «Язык и литература» №2(68) Баку. 2008 г.

4. В.Карелин. Советы верующим – сайт: Интелект.

 5.В.Кротов. Сказка и притча. Газета Школьный Психолог, Первое сентября №19 2006г.

 6.Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ А.Лопатина, М. Скребцова – М.: Амрита-Русь,2007.

7."Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского.

8. Рапиев А. . Нравственность в Исламе. Сайт: Основы ислама.

9. С.И.Ожегов , Н.Ю.Шведова . Толковый словарь русского языка,М.2003г.

10. Сказки народов Дагестана: в 2-х т. Т.1/ Cос. К.Мазаев, С.Касумов. – Махачкала: Даг. кн. изд-во1997.

11. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах/ А.Лопатина, М.Скребцова – М.: Амрита-Русь,2008

12. Д.Соколов. Аналитическая сказкотерапия: уровни анализа сказок. Газета школьный психолог, Первое сентября №19 2006г. «Просвещение", Москва, 1983 г.

13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А.Сухомлинский - Мн.: Народная асвета, 1981 - 287с.

14. Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога: Материалы научно-практической конференции. – Тверь, Твер. гос. ун-т, 2004. – Вып.3. Стр. 349-353

15. Н. Юргина. Нравственное воспитание школьника. Сайт: Психолог.

 

 

 

 

Hosted by uCoz